НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


м
а
р
т
-
2
0
1
0

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", март 2010

:: Содержание






«Направление судьбы – в путь!»



В Омском государственном музыкальном театре в рамках празднования 200-летия со дня рождения Н.В. Гоголя 6, 7, и 13 февраля состоялась премьера музыкальной поэмы «Мёртвые души» по одноименному произведению писателя.

Все мотивы, поэтические образы и смыслы, заложенные великим гением Николая Васильевича Гоголя в объёмном литературном, нашли своё полное и ёмкое выражение в этой постановке. Даже жанр, определённый самим Гоголем, был сохранён и нашёл отражение в новой для омского театра сценической форме – музыкальной поэме. И в этом большая заслуга всех её создателей: авторов либретто заслуженного деятеля искусств России Ольги Ивановой и Александра Бутвиловского, бережно отнесшихся к сюжетной канве первоисточника и привнесших в пьесу новые, закручивающие интригу события; автора стихов – омича, ныне живущего в Москве, поэта Сергея Плотова, который очень тонко прочувствовал поэтику прозы Гоголя и точно передал её в стихотворных текстах; художников Юрия Устинова и Ирины Акимовой. Автор музыки – «король русского мюзикла», известный в России и за рубежом композитор заслуженный деятель искусств России Александр Журбин, подаривший людям цельное музыкальное полотно – настоящую музыкальную поэму, которая захватывает внимание слушателя своей внутренней драматургией и заложенными в ней сильными по эмоциональному воздействию музыкальными образами.


Знакомую историю о похождениях Чичикова с целью покупки «мёртвых душ» на этот раз нам рассказывают по-новому – в весьма необычной и современной форме. Волею фантазии постановщиков зрители попадают в странный мир – царство бумажной бюрократии, в котором на наших глазах продолжаются поиски лазеек в законодательстве для свершения финансовых махинаций, создаются новые коррумпированные системы. В этом бумажном мире работают и проводят балы чиновники, устраивают свой быт помещики, существуют – и теперь уже не только на бумаге – мёртвые души – одним словом, кипит, кипит «бумажная жизнь». Через эти груды разного рода «дел», прокладывает свой путь предприимчивый, одержимый страстью наживы Чичиков (заслуженный артист России Александр Хмыров, Александр Серков). По обочинам выбранной современным дельцом дороги, как сорняки, вырастают фигуры, которые и через столько лет легко узнаваемы. Это и жеманное семейство Маниловых: возлежащий на гамаке сладострастный Манилов (заслуженный артист Кубани Виталий Ивашина, дипломант Всероссийского и лауреат Международного конкурсов Алексей Милосердов), его жена – чуть ли не «греческая богиня» с лирой в руках (Карина Чемирзова, лауреат и дипломант Всероссийских и Международного конкурсов Наталья Емельянова), их разбалованные дети, которых играют учащиеся детской балетной студии при театре Ася Иванова (Фемистоклюс) и Даша Арсеньева (Алкид); это и еле передвигающаяся из-за необъятных размеров коллежская секретарша Коробочка (народная артистка России Валентина Шершнёва, заслуженная артистка России Людмила Бродская); возникающий как из-под земли вместе с табором цыган залихватский Ноздрёв (заслуженный артист России Анатолий Мотовилов, Джени Окропиридзе); готовый броситься в любую минуту на защиту родины солдафон Собакевич (заслуженный артист России Игорь Варнавин, Павел Матусов), его жена-гурманка со смешным именем Феодулия Ивановна (Тамара Славченко, Ирина Кожевникова); занимающийся вечным скряжничеством Плюшкин (народный артист России Георгий Котов и заслуженный артист России Владимир Миллер); инспектор врачебной управы (заслуженный артист России Георгий Базилевский), высокопоставленные лица города NN Губернатор (Владимир Гордеев) и Губернаторша (Надежда Мотовилова, Елена Тихонова, заслуженная артистка России Маргарита Лаврова). Пожалуй, единственным «лучом света в тёмном царстве» является губернаторская дочка Лизочка (заслуженная артистка России Татьяна Боброва, лауреат Всероссийского конкурса Юлия Соловьёва). В музыкальной поэме «Мёртвые души» много неожиданных решений: даже приглашение Чичикова на бал, которое звучит «из уст» символа чинопоклонения – господина Носа – вполне оправдано и органично, ведь мы находимся в России, где реальностью могут стать многие нелепые вещи – из ряда таких, как превращение душ мёртвых в души крепостных путём оформления купчих.

Режиссер Ольга Иванова предлагает взглянуть на всё происходящее взглядом современного человека и, обращаясь к бессмертному произведению Гоголя, создаёт музыкальное произведение не только о жизни прошлой, но и сегодняшней России. Очевидно, что люди, показанные нам со сцены, не утратили своих привычек, не согрели свои остывшие души и продолжают жить среди нас, занимаясь взяточничеством и ступая по головам других людей.

Не забывают создатели музыкальной поэмы самого главного в произведении Гоголя. Всем памятны знаменитые слова: «Русь, куда ж несёшься ты? Дай ответ. Не даёт ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо всё, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».

Любовью к России, к народному характеру, так мало изменившемуся спустя несколько веков, пронизана вся и музыкальная, и художественно-сценографическая, и хореографическая канва музыкальной поэмы «Мёртвые души». Для этой постановки композитором Александром Журбиным написано около 50 музыкальных номеров, выдержанных в стиле и русской народной, и залихватской цыганской песни, и гусарского романса. Ария Чичикова («А направо – поле, налево – лес, от простора кружится голова») станет безусловным символом этой музыкальной поэмы о России. Художниками Ириной Акимовой и Юрием Устиновым созданы великолепные костюмы с использованием яркой художественной росписи, стилизованной под хохломскую. Хореографом заслуженной артисткой России Людмилой Байковой поставлены зажигательные характерные танцы, которые по-настоящему позволяют развернуться русской душе. Неудивительно, что все происходящее на сцене вызывает живой отклик в зрительном зале.

В этой постановке Омский государственный музыкальный театр сделал ставку на молодых солистов. Роль Чичикова исполнил выпускник Астраханской государственной консерватории Александр Серков, работающий в театре второй сезон, роль Ноздрёва – выпускник Саратовской консерватории имени Л.В. Собинова Джени Окропиридзе, образ Селифана создаёт воспитанник Уральской консерватории имени М.П. Мусоргского Алексей Григорьев, Петрушки – выпускник Екатеринбургского государственного театрального института Александр Палицын и воспитанник Алтайского института культуры Михаил Дергилев. Самосвистова играет Константин Барышников, выпускник Московского института музыки имени А. Шнитке, двух Дам приятных во всех отношениях – воспитанница Казанской консерватории имени Н. Жиганова Юлия Харичева и выпускница Алтайского института культуры Юлия Шарабарина. В образе Пелагеи предстала выпускница факультета культуры и искусств Омского госуниверситета имени Ф.М.Достоевского лауреат Всероссийского конкурса Юлия Соловьёва. В спектакле также заняты пришедшие недавно работать в Омский музыкальный театр воспитанник Новосибирской консерватории имени М.И. Глинки, в прошлом солист Новосибирского театра музыкальной комедии дипломант Всероссийского и лауреат Международного конкурсов Алексей Милосердов (Манилов), выпускница Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, в недавнем прошлом ведущая солистка Новосибирского театра оперы и балета лауреат и дипломант Всероссийских и Международного конкурсов Наталья Емельянова (Манилова).

В балетных сценах участвуют молодые артисты балета – выпускники Омского колледжа культуры и искусств Александр Винтовкин, Андрей Лотош, Евгений Лукиянов, Пётр Носенко, Олег Трофимов, Валентин Якоби, а также пришедшие работать в балетную труппу театра солисты Новосибирского театра оперы и балета Василий Сидоренко и Елена Дударева. В оркестре солировал молодой скрипач-виртуоз – выпускник Магнитогорской консерватории лауреат Международного конкурса Сергей Клюев.

Во время сценического воплощения музыкальной поэмы «Мёртвые души» была проделана большая работа оркестром Омского государственного музыкального театра, на котором лежала ответственность за раскрытие музыкальной драматургии произведения. В том, что это удалось, заслуга музыкального руководителя постановки – главного дирижёра театра Юрия Соснина и дирижёра-постановщика Виктора Олина. В спектакле занят и великолепно работает хор театра под руководством главного хормейстера заслуженного работника культуры России Татьяны Бобровой и хормейстеров Елены Бородиной и Ангелиной Барковской. Творчески отнеслись к выполнению поставленных задач работники многочисленных художественно-постановочных цехов театра под руководством технического директора Владимира Задорожного.

На очередную премьеру музыкальной поэмы «Мёртвые души», которая состоялась 13 февраля, приехал автор музыки заслуженный деятель искусств России Александр Журбин, который дал высокую оценку постановке Омского государственного музыкального театра.

Лариса ЩЕГЛОВА







вверх страницы