НОВАЯ ВЕРСИЯ САЙТА
Главная страница
ГАЛЕРЕЯ
В Омском государственном историко-краеведческом музее выставка «Образ Богоматери в иконах XVI - начала XX веков из собрания Государственного исторического музея (г. Москва)».

смотреть полностью...

Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Стратегия государственной антинаркотической политики РФ
Орфография


м
а
р
т
-
2
0
1
0

644099, г. Омск, ул. Гагарина, 22. 





Журнал "Омск театральный", март 2010

:: Содержание






Где-то бродят львы, орлы и куропатки…



На занавесе театра «Студия» Любови Ермолаевой нет чайки. Но она была бы там к месту. Потому что Чехов не сходит со сцены этого театра более тридцати лет.

Добрый вечер. Или день. В конце столетья
Время суток не играет главной роли.

Бывших актёров не бывает. Они – народ меченый, не могут не лицедействовать. И хотя уже много лет Сергей Денисенко – журналист, поэт, театральный критик, но стоило ему своим бархатным голосом произнести несколько фраз, сомнений не осталось – актёр, никуда не денешься! Особенно когда он принялся читать стихи:

Посылаю вам законченную пьесу
(Для меня весьма значительная веха).
Полагаю, вы прочтёте с интересом.
Я назвал её комедией. Для смеха…

…Век кончается. Чумою или пиром?
Я б с диагнозом, как врач, не торопился.
…Извините. Склянка лопнула с эфиром.
Константин Гаврилыч Треплев застрелился.

29 января исполнилось 150 лет Чехову, а 27 февраля – тридцать лет и три года спектаклю «Чайка» в постановке Любови Ермолаевой. По этому поводу Любовь Иосифовна собрала у себя в театре первых исполнителей: Ларису Дубинину – Заречную (в нынешней редакции спектакля она – Аркадина), Светлану Жиденову – Машу (Светлана переиграла в «Чайке» все женские роли), Лидию Ускову – Полину Андреевну, Сергея Абрамова – Медведенко и Сергея Денисенко – Тригорина. Кстати, точную дату рождения ермолаевской «Чайки» окончательно установили именно на этой встрече – накануне премьеры Денисенко женился, день, месяц и год зафиксированы в свидетельстве о браке.

Как рассказали бывшие студийцы, тогда, в 1977-м, в Омске гастролировал театр имени Вахтангова. Специально для вахтанговцев был организован ночной показ. Вернувшись в Москву, они убедили молодёжную секцию ВТО пригласить омский театр поэзии в столицу. Итог – три спектакля в Доме актёра и Центральном доме работников искусств и… настоящая слава, пусть не громкая, не всесоюзная, но, согласитесь, признание в театральных кругах дорогого стоит! «Иного артиста или критика в иной столич¬ный профессиональный театр не заманишь, а тут – шепоток, возбуждение, предвкушение...», – писала Ольга Кучкина в «Комсомольской правде».

«В новых формах ощущаю недостаток», –
Как сказал мне генерал перед парадом.

Чем поразил искушённых столичных мэтров провинциальный самодеятельный театр?

Режиссёр Любовь Ермолаева и сценограф Михаил Бондаренко поместили актёров в замкнутое пространство, образованное прямоугольником сдвинутых столов, по внешнему периметру которого располагались зрители. В течение всего спектакля действующие лица находились внутри, лишь Нине Заречной в последнем акте удавалось вырываться из круга – за спины зрителей.

Ольга Кучкина писала: «Началось действие, Медведенко и Маша произнесли первые реплики. Другие не присутствовали при этом разговоре – мы понимали и принимали чисто театральную условность их пребывания на той же сценической площадке: но они и присутствовали! И это рождало особое поле напряжённости, в котором судьба каждого пересекалась с судьбой всех. В сцене Тригорина и Заречной Аркадина, конечно же, не слышала их разговора, но каждую секунду мы ощущали её муку. А раньше Маша, вызвавшаяся пойти поискать Треплева в саду, садилась прямо напротив него и, глядя на него пристально и тревожно, произносила тихо: «Ау... ау...». Но Треплев не слышал её».

Ларисе Дубининой запомнилась мизансцена последнего акта, когда её Нина Заречная произносила: «Я актриса!» – а Тригорин (Сергей Денисенко) начинал смеяться. Заречная светила лампой ему в лицо: «И он здесь…»

Финал пьесы – звук как бы лопнувшей склянки с эфиром – «трансформировался в реально разбивавшуюся лампу, выпавшую из рук Маши. А исполнитель роли Треплева гасил свою свечу. Обрывалась жизнь».

Вид на озеро. Ночных деревьев шорох.
Прочитайте. Проявите чувство такта.

Сейчас трудно судить, как играли первые исполнители – многие вещи, по словам Ларисы Дубининой, получались интуитивно, согласитесь, невозможно в 17 лет осознанно произнести: «…В нашем деле – всё равно, играем мы на сцене или пишем – главное не слава, не блеск, не то, о чём я мечтала, а уменье терпеть. Умей нести свой крест и веруй. Я верую, и мне не так больно, и когда я думаю о своём призвании, то не боюсь жизни». Чтобы осознать и прочувствовать это, нужен, как минимум, житейский опыт.

Любовь Ермолаева тонко уловила мелодику текста: «У Чехова все пьесы музыкальны, поэтому с первой репетиции мы искали верный тон, добивались, чтобы «Чайка» звучала как симфония».

С музыкальным оформлением помог композитор Андрей Пересумкин. Магия чеховского текста обрела пространство и звучание. Восходит и заходит театральное солнце, скрипят половицы, рвётся бумага, льётся вино, из-за кулис доносится то пение, то звук рояля, то смех – напряжение нарастает, и выстрел «лопнувшей склянки» ощущается как катарсис.

В ней сюжетец для рассказа небольшого,
Но, однако, растянул в четыре акта.

В 1996 году, восстанавливая спектакль, Ермолаева разомкнула круг, «добавила воздуху» – столы с белыми скатертями, на которых разложены книги, зеркала, склянки с лекарствами, альбом с фотографиями, самовар, чашки, лампы, свечи, графины с вином, засохшие кленовые листья, – стоят в два ряда. В полном составе исполнители собираются, как и положено у Чехова, только в первом действии. Впрочем, ещё – на мгновение – в финале. Но ощущение надрывности отношений сохраняется: персонажи то и дело возникают там, где им, по пьесе, быть не положено: Аркадина (Лариса Дубинина) входит во время объяснения Тригорина (Игорь Малахов) и Заречной (Ольга Чиченкова) – беллетрист, чтоб не мешала, разворачивает её за плечи и легонько подталкивает в сторону кулис. В сцене прощания Тригорина с Ниной Аркадина сидит рядом, нарочито повернувшись спиной, мол, сделаю вид, что поверила: ты просто забыл трость. Шамраев (Виктор Миранчук), как и положено обманутому мужу, всё время появляется не вовремя, стоит Полине Андреевне (Ольга Сергун) остаться наедине с доктором (Владимир Михайлов). Нина Заречная издали наблюдает за Аркадиной и Тригориным, Треплев (Виталий Романов) – за Ниной, Маша (Анастасия Токова) за Треплевым.

Каждый отчётливо понимает, что он не любим тем, кого любит, и что от посторонних глаз не скрыться. И чеховские «пять пудов любви» превращаются в театр жизни.

Приходите. На террасе выпьем чаю
И обсудим поведенье беллетриста.

Любовь Ермолаева убеждена: Чехов есть в каждом из персонажей. Где-то он исповедуется. Где-то себя стегает, не любит. Где-то иронизирует. А где-то страдает – за всех, за всё, что происходит.

В спектакле много актерских удач: то и дело срывает аплодисменты замечательный Борис Руденко в роли Сорина. Очень точный рисунок роли нашла Ольга Сергун – её Полина Андреевна трогательна и беззащитна. Но особенно чеховская интонация сильна в Дорне Владимира Михайлова, он настолько органичен, что даже внешне похож на Антона Палыча.

Великолепен Константин Треплев – Виталий Романов, нервный, порывистый, сначала – светлый, влюблённый, затем – почерневший, страдающий от неразделённой любви, одиночества и непонимания, сомневающийся в своём таланте.

Под стать ему Анастасия Токова – Маша. Тонкое лицо, потухшие глаза, резковатые манеры, нервность, сдержанность – она чем-то неуловимо похожа на Треплева, и это психологически кажется очень верным.

Совершенно в новом качестве предстаёт перед публикой брутальный Игорь Малахов – его беллетрист «умный, простой, немножко, знаешь, меланхоличный», спокоен и невозмутим, как сытый кот: «…Всем хватит места, и новым и старым, – зачем толкаться?» При этом – бездна мужского шарма, такого может полюбить и знаменитая артистка, и юная девица, мечтающая о сцене.

Ольга Чиченкова напрочь лишила свою героиню печати, которую накладывает на сельских девушек жизнь в старинной дворянской усадьбе. Её Нина Заречная – этакая целеустремленная современная пэтэушница, охотница за знаменитостями. «Заречная может быть и такой», – считает Ермолаева. Трудно не согласиться – образ получился узнаваемым. Только чеховского в нём осталось чуть-чуть, в самом начале, когда Нина воплощается в мировую душу из пьесы Треплева. Здесь она действительно хороша – романтична, возвышенна, тонка. Ах, если бы актрисе удалось пронести отзвук заданной в первом акте интонации до самого финала!

Исполняющий роль Медведенко Дмитрий Трубкин, на первый взгляд, всё делает безупречно: у него хорошая дикция, удачная пластика. Но… эмоция почему-то получается не чеховская: не хочется ему жениться на Маше. Впрочем, у актёра хорошая органика, играет он в «Чайке» недавно и должен скоро пропитаться атмосферой спектакля. Сработает эффект соленого огурца – хочет тот или нет, раз попал в банку с рассолом – просолится.

Шамраев Виктора Миранчука – энергичный, шумный, бесцеремонный, на поверку оказывается таким же страдающим, как остальные: много работает, ревнует жену, переживает за дочь, пчёлы у него дохнут, коровы дохнут, выездные лошади работают в поле…

Ларису Дубинину Любовь Ермолаева считает стержнем всего спектакля. Немудрено – в 1977 году она играла Нину Заречную, в 1996-м стала Аркадиной. Ею выстраданы, выстроены, пережиты каждое слово, каждое движение, каждая мизансцена. Уникальный случай. Актриса взрослела вместе с «Чайкой», обретала жизненный опыт, становилась мудрей, профессиональней, свободней. Вне всякого сомнения – это лучшая её роль. «Сейчас, в дни чеховского юбилея, когда появилось много новой информации, много пищи для размышлений, спектакль переживает ещё одно рождение, во мне, по крайней мере, – рассказывает Лариса. – Многие вещи открываются с неожиданной стороны. Сколько играю Аркадину – каждый раз она разная. И «Чайка» каждый раз получается другой – на то и театр…»

Не печалуйся. Неси свой крест и веруй.

Спектакли подобны деревьям. Одни мощно идут в рост, другие рушатся под ударами стихий, третьи – чахнут на корню и обращаются в труху. Работа режиссёра сродни работе садовника, который, возделывая свой сад, создавая свой театр, находит возможным всю жизнь бережно растить любимый спектакль. Поливать. Разводить костры – тепло помогает росту. Осторожно удалять сорную траву, чтобы не повредить здоровые корни. И тогда он разрастается, цветёт и плодоносит долгие-долгие годы.

В тексте использовано стихотворение

Сергея Плотова «Чехов. «Чайка». Письмо Станиславскому другу».

Александра САМСОНОВА







вверх страницы